Руководство по эксплуатации шин для легковых автомобилей

Шины являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой. При любых дорожных условиях безопасность зависит от пятна контакта покрышки, сравнительно небольшого по площади. Таким образом, очень важно постоянно поддерживать шины в хорошем состоянии и при их замене использовать надлежащее оборудование.

Размер шин при первичной комплектации на вашем автомобиле определяется конструкторами автомобилей и производителями шин с учетом всех аспектов эксплуатации. При их замене не следует изменять размеры, тип, индексы нагрузки и скорости, не проконсультировавшись предварительно со специалистом. Производитель шины не несет ответственности за какие-либо изменения, внесенные третьим лицом в конструкцию шины, носящей его марку.

Внутреннее давление

Соблюдение норм по внутреннему давлению шины имеет определяющее значение для обеспечения безопасности движения.

Недостаточный уровень внутреннего давления приводит к перегреву шины. Эксплуатация автомобиля, на котором установлены шины с внутренним давлением ниже нормы, рекомендованной конструктором или производителем, может стать причиной повреждения шин. Эти повреждения необратимы : они могут вызвать разрушение шины и привести к резкой потере давления. Отрицательные последствия недостаточного внутреннего давления не всегда дают знать о себе сразу и могут выявиться лишь через некоторое время после того, как вы восстановили внутреннее давление до нормы.

Необходимо регулярно, через каждые две недели, проверять уровень внутреннего давления, не забывая при этом о запасном колесе.

Контроль должен производиться на "холодной" шине, так как в результате нагрева при эксплуатации давление воздуха в ней повышается.

ВАЖНО ! НИКОГДА НЕ ПОНИЖАЙТЕ ВНУТРЕННЕЕ ДАВЛЕНИЕ В "ГОРЯЧЕЙ" ШИНЕ !

Внутреннее давление, измеренное на "холодной" шине, должно всегда соответствовать норме, рекомендованной конструктором автомобиля или производителем шин (необходимо принимать во внимание особые условия эксплуатации: наличие прицепа, например).

Необходимо следить за плотной посадкой колпачка вентиля для обеспечения абсолютной герметичности и предохранения внутренней части вентиля.

Уход за шинами

Следует регулярно производить осмотр шин, обращая особое внимание на:

• протектор, чтобы проверить степень износа, наличие порезов, местных повреждений и посторонних предметов (застрявших камней, гвоздей и т.д.);

• боковины, чтобы проверить наличие порезов, повреждений (из-за ударов о выбоины на дороге, тротуары и т.д.), степень износа в результате трения и др.

Следует безотлагательно устанавливать причины возникновения аномалий при движении : сильные вибрации, боковой увод вправо или влево и т.д. В случае потери давления следует немедленно остановиться, так как движение при пониженном внутреннем давлении приводит к повреждению элементов конструкции шины. Необходимо демонтировать шину и определить причину потери давления. При наличии какого-либо повреждения следует обратиться к специалисту, чтобы узнать его мнение о необходимости или возможности ремонта. Ремонт должен производиться специалистом, который полностью берет на себя ответственность за него. Прежде чем приступить к ремонту бескамерной шины, настоятельно рекомендуется тщательно осмотреть её внутреннюю часть, чтобы убедиться в отсутствии повреждений.

Замена шин

Следует регулярно проверять глубину рисунка протектора. На шинах есть индикаторы, по которым владелец автомобиля может судить о степени износа протектора. Чем выше степень износа, тем больше риск проскальзывания на мокрой дороге.

В случае замены двух шин, рекомендуется монтировать новые шины (или наименее изношенные) на заднюю ось. Если монтируются шины бывшие в эксплуатации, необходимо заручиться мнением компетентного специалиста.

Для обеспечения безопасности рекомендуется использовать новую камеру для новой камерной шины и новый вентиль при монтаже новой бескамерной шины.

Бескамерные шины следует монтировать только на диски, обода которых предназначены для бескамерных шин.

Монтаж шин, не совпадающих по типу и размеру

За исключением особых случаев и случаев использования запасного колеса, шины, монтируемые на одну ось, должны быть одного типа и размера.

Не рекомендуется, а в некоторых странах даже запрещено, монтировать на заднюю ось диагональные шины, если на передней оси установлены радиальные шины.

Монтаж шины на обод

Как правило, шину монтируют так, чтобы маркировка DOT (расположенная на боковине покрышки) находилась с внешней стороны колеса. За исключением шин:

• с предписанным направлением вращения ;

• с белой боковиной ;

• с защитным пояском на боковине.

Монтаж бескамерной шины без камеры допускается только на автомобили, оборудованные ободами для бескамерных шин.

Категорически не рекомендуется монтировать бескамерную шину вместе с камерой, если производится монтаж на диск с ободом для бескамерной шины. Если подобный монтаж шин (по каким-либо причинам) всё же должен быть выполнен, при его осуществлении камеру следует накачивать очень медленно, чтобы облегчить выход воздуха, который может остаться между камерой и покрышкой.

Монтаж бескамерной шины (серии 80 и 70) на обод для камерной шины производится обязательно с камерой.

Монтаж камерной шины на обод для бескамерных или на обод для камерных шин осуществляется только вместе с камерой.

Для новой шины следует использовать новую камеру (в шинах для микроавтобусов и коммерческих автомобилей для обода SDC следует использовать новую ободную ленту).

При монтаже бескамерных шин следует использовать вентиль, соответствующий ободу. Монтировать новый вентиль (или новую уплотнительную прокладку при использовании металлических вентилей) необходимо при каждой замене покрышки.

Чтобы обеспечить хорошее прилегание борта, после монтажа легковых шин их следует накачать до 3,5 бар, а затем довести давление до уровня, необходимого для эксплуатации.

Современные средства накачивания шин позволяют быстро устанавливать высокий уровень давления. В воздухопроводах для накачки следует использовать регуляторы давления, установленные на уровне:

• 4.0 бар при накачивании легковых шин;

• 6.0 бар при накачивании шин для микроавтобусов и коммерческих автомобилей

Основные факторы влияющие на долговечность шин

Независимо от уже перечисленных факторов, срок службы значительного количества шин уменьшается из-за :

• скорости и условий вождения : неровные дороги, резкие ускорения движения, частое торможение создают условия, которые могут значительно снижать срок службы шин (при скорости 120 км/ч шина изнашивается в 2 раза быстрее, чем при скорости 70 км/ч);

• температуры окружающей среды : износоустойчивость шины в немалой степени зависит и от температуры воздуха во время движения;

• перегрузок : при перегрузке шины на 20% срок её службы уменьшается на 30%;

• недостаточного уровня внутреннего давления : при давлении на 20% ниже нормы наблюдается снижение срока службы в среднем на 30%;

• ударов : бордюры тротуаров, движение по выбоинам на высокой скорости, камни и другие препятствия могут быть причиной повреждений шины, последствия которых, кстати, не всегда проявляются сразу;

• разных уровней давления у сдвоенных шин, что является причиной многочисленных повреждений.

Как подобрать шины - разная полезная информация

При покупке новых автошин для Вашего автомобиля, прежде всего, необходимо сориентироваться в том многообразии шинной продукции, которая представлена на рынке на сегодняшний день. Самое главное выбрать подходящий типоразмер шины. Он должен быть указан в сервисной книге автомобиля или на его кузовной наклейке. Кроме того, ту же информацию вы можете получить у специалистов (как шинных, так и автомобильных). Может быть указано несколько типоразмеров. Это связано с тем, что для эксплуатации в зимний период рекомендуется устанавливать покрышки с меньшей шириной профиля (для лучшего сцепления с дорогой), а в летний наоборот - более широкие. В любом случае, шины рекомендованных типоразмеров имеют приблизительно одинаковую длину окружности по внешнему диаметру, что не приводит к искажениям показаний спидометра и счетчика километража. Важно знать, что при расчетах рекомендованного типоразмера шин, изготовитель Вашего автомобиля учитывает практически все его технические характеристики, в том числе массу, динамику разгона, максимальную скорость, склонность к боковым заносам и т.д. Поэтому, устанавливая рекомендованный типоразмер, Вы обеспечиваете себя максимально возможной гарантией безопасной и комфортной езды.

Для того чтобы правильно выбрать "обувь по погоде", необходимо установить, в каких наиболее экстремальных условиях предполагается эксплуатировать автомобиль. Немаловажно учитывать сезонные факторы, влияющие на поведение шин в различных климатических условиях.

Летом наибольшая опасность на дороге возникает во время дождя, причем ее величина не изменяется от того, если идет ливень или моросит мелкий дождик. В первом случае не исключена возможность возникновения аквапланирования, когда машина всплывает над дорогой и становится практически неуправляемой, во втором случае дорога приобретает некоторые свойства обледенелого покрытия. Для борьбы с подобного рода неприятностями производители шин выпускают модели, рисунок протектора которых снабжен множеством водоотталкивающих канавок. Некоторые шины имеют специальную маркировку, обозначающую пригодность эксплуатации шины в дождевых условиях, например, Rain - дождь, Aqua - вода и т.п., однако, ее может и не быть, но это не означает, что шина не предназначена для таких условий.

На зимней дороге наибольшую опасность для водителя представляют заснеженные участки, гололедица, также небезопасна езда по накатанному снегу и во время поземки. При изготовлении зимних шин учитываются эти и множество других факторов. Фирмы-производители снабжают модели, предназначенные для эксплуатации в зимних условиях своими последними разработками : специальными микроламелями, шипами различной конструкции, кроме того, состав материала, используемого при производстве зимних шин, обладает специфическими свойствами. Одним из важных показателей является температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Поэтому, зимние шины, как правило, мягче летних и не "дубеют" с понижением температуры, летом же они наоборот, начинают "таять". Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений - ламелей, а на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) - грязь и снег и/или Winter - зима.

Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства и стоят очень дорого, поэтому недоступны большинству автовладельцев. Не стоит обольщаться, если Вы встретите недорогую покрышку с маркировкой ALL SEASON - все сезоны или ALL WEATHER - любая погода, т.к. такие шины изготовлены по стандартам стран с более мягким, чем в России, климатом. Это надо иметь в виду при покупке новых шин. Большинство новых моделей шин имеют направленный (стреловидный) рисунок протектора. Считается, что такой тип рисунка обладает лучшими характеристиками по сравнению с обычным. Особенно это проявляется в критических дорожных условиях. Направление вращения колеса обозначается стрелкой с надписью Rotation. Ещё выпускаются покрышки левые и правые, которые устанавливаются на соответствующую сторону автомобиля. Такие шины имеют маркировку Left - левая или Right - правая. Рисунок также может быть асимметричным. Внешняя сторона установки обозначается Outside или Side Facing Out, а внутренняя: Inside или Side Facing Inwards. Асимметричный рисунок обычно применяется при производстве шин с высокими скоростными характеристиками.

Все шины должны соответствовать международным стандартам. На покрышках, поставляемых на Российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии Европейским стандартам, также может стоять метка DOT - это Американская система сертификации. Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все зависит от страны-изготовителя. Некоторые шины могут быть произведены с незначительными дефектами и не проходят контроль качества об этом свидетельствуют соответствующие метки. Такие шины подлежат эксплуатации, однако, продаваться они должны по сниженным ценам, гарантия производителя на них не распространяется.



Alfa Romeo Audi Chevrolet Chrysler Citroen Dacia Dodge KIA Lada Lexus

Mazda Mercedes-Benz MINI Mitsubishi Nissan Porsche Renault Saab Suzuki Volkswagen Volvo